Забытая трагедия. Гибель сборной СССР по баскетболу в авиакатастрофе скрыли власти


millstone

15 303 просмотра

 Поделиться

19 февраля 1973 года на международный турнир в Прагу вылетела женская юниорская сборная СССР по баскетболу. 12 девчонок в возрасте 17-18 лет, два тренера и массажист. Этот рейс станет последним для них.

scale_2400
Самолет аналогичный потерпевшему крушение. Фото 1974 г. commons.wikimedia.org

С июня 1972 года по маршруту Москва-Прага стали летать новейшие пассажирские лайнеры Ту-154. Пилоты постепенно осваивали новые самолеты.

В тот день новенькой «тушкой» управлял опытный экипаж. У командира воздушного судна и второго пилота более 10 тысяч часов налета. Но вот именно на Ту-154 лишь по 200 с лишним часов.

Всего на утренний рейс зарегистрировались 87 пассажиров (в том числе двое детей). Экипаж – 13 человек, в том числе пять бортпроводников. Итого ровно 100 человек на борту.

Самолет стартовал в 09:50 из аэропорта Шереметьево. Весь полет проходил в штатном режиме, никаких проблем не наблюдалось. Погода зимняя, небольшой снегопад, но прекрасная видимость и нулевая температура.

scale_2400
Аналогичный Ту-154 в полете. Фото commons.wikimedia.org

В районе 12:00 по московскому времени экипаж начал снижаться для посадки в пражском аэропорту. В 12:06 командир воздушного судна неожиданно осознал, что потерял управление. Попытался остановить неконтролируемое снижение, тянул штурвал на себя, но все было тщетно.

В 12:07 Ту-154 врезался в землю. Разрушилось правое крыло, оторвало хвостовое оперение, а фюзеляж фактически разломился на две части и перевернулся. Но самое страшное было впереди…

Как потом покажет расследование, большая часть пассажиров выживет в результате сверхжесткой посадки. Но в результате падения разрушились топливные баки. Вылившийся керосин воспламенился мгновенно.

scale_2400
Аналогичный Ту-154. Фото 2008 г. commons.wikimedia.org

Пламя охватило хвостовую часть самолета. Все кто там находился в момент аварии, не выжили. Не было даже тел, родственниками прислали для похорон урны с пеплом.

Пожар не смогли остановить даже чехословацкие пожарные, которые начали спасательные работы уже через 2 минуты после крушения. Понимая бесперспективность спасения пассажиров в задней части салона, они сосредоточились на тушении передней части.

Пилоты выбрались из кабины через окно. Пассажиров из передней части салона помогали эвакуировать бортпроводники. Четверо из них останутся в самолете.

Всего спаслось 34 человека, включая всю пилотную команду. 

scale_2400

Для 66 человек рейс стал последним в жизни. 41 из них советские граждане, 17 – граждане ЧССР, пятеро кубинцев, и по одному из ГДР, Румынии и Польши.

Уже потом станет известно, что на разбившемся самолета должны были лететь известные люди. Билет на злополучный рейс был у Муслима Магомаева, но в последний момент изменились планы и певец не полетел в Прагу.

Не оказалось на борту и знаменитой чешской певицы Евы Пиларовой.

scale_2400
Обложка DVD со старыми записями певицы

Она должна была лететь домой с Кубы двумя рейсами – сначала в Москву, а потом с пересадкой в Прагу. Но решила остаться в Гаване еще на один день и отправила свой ансамбль. Пятеро музыкантов не выжили, спасся только бас-гитарист.

И судьба еще одного певца оказалась связана с пражскими событиями. 17-летняя баскетболистка Наталья Новикова была младшей сестрой тогда еще никому не известного шансонье Александра Новикова.

scale_2400
Александр Новиков

Не обошлось и без обратных трагических случайностей. Баскетболистку Надю Долгову не заявили в команду. Но вечером 17 февраля ее срочно вызвали в сборную, так как заболела подруга по команде. Радостная девушка тут же обзвонила своих знакомых и пообещала привезти им подарки из Чехословакии.

Катастрофу будут расследовать две комиссии. Чехословацкая точных причин не установит, но укажет на вероятные технические причины трагедии. 

Советская, как обычно, обвинит во всем экипаж, не ставя под сомнение новейший советский самолет.

Командир воздушного судна, который хоть и покинул кабину пилотов последним из экипажа, получит 8 лет лишения свободы. 

Тем не менее, после катастрофы в производство запустят новую версию Ту-154, разработанную с учетом технических недоработок, проявившихся 19 февраля 1973 г.

На следующий день в Прагу должен был лететь с официальным визитом Л. И. Брежнев. Но вместо самолета, отправился на поезде. Интересно, кто испугался, генсек, или его охрана?

scale_1200
Про отъезд генсека на 1-й полосе. Про самолет и баскетбольную команду ни слова соболезнования. Газета «Известия» 1973 №45

Юным советским баскетболисткам и тренерскому штабу купили билеты в самый конец салона. Шансов у них не было. Родители девочек хоронили своих дочерей, надевая свадебную фату прямо на урны с прахом.

Как всегда советские власти скрыли трагедию. Лишь небольшое сообщение ТАСС, опубликованное в центральных газетах:

scale_1200

Про баскетбольную сборную ни слова. Это потом, спустя 6 лет, когда в авиакатастрофе погибнет футбольный клуб «Пахтакор», об этом напишут все советские газеты. Все-таки скрыть исчезновение целой команды из Высшей лиги СССР по футболу будет невозможно.

А вот баскетбол, тем более женский, и тем более юниорский, не самое популярное спортивное первенство. Нет даже фотографий команды в публичном доступе.

Официальные траурные мероприятия не проводились. Девушки из всех команд высшей и первой лиги, самостоятельно почтили память своих подруг и соперниц. До конца сезона на все игры они выходили с черными повязками.

Оригинал статьи на Яндекс Дзен

 Поделиться

40 Комментариев


Рекомендуемые комментарии



7 часов назад, millstone сказал:

Случайно наткнулся на этот материал на Яндекс Джезе и был шокирован. Я не слышал про этот трагичный эпизод. Это один из самых трагичных моментов в истории мирового баскетбола и совершенно ужасно, что он был "скрыт" или "замят" от нас. А вы что-то слышали про этом момент? 

Про это было известно.. Даже я помню, но не писали конкретно о баскетболитстках, просто про число погибших, а вот с Пахтакором по стране ходили самые разные слухи. Но команду восстановили собрав с разных клубов страны игроков и гарантировав, что команда не вылетит из высшей лиги в случае если займёт последнее место в чемпионате

Ссылка на комментарий
  • Легенда

мы много чего не слышали и не знаем, потому что по ящику крутят только властям нужное гумно!

+ хоккейная команда + куча других авиакатастроф на памяти с польским правительством и т д и тп, чет в РФ либо много дураков в Авиации, либо техника уже унылое гумно и её не то что ремонтировать, а сжигать надо!

P.S. Смерть такая ужас конечно, как представишь что там можно было испытать, так аж до мурашек, ну его накой!

Ссылка на комментарий
  • Легенда
3 часа назад, Y_Money сказал:

либо техника уже унылое гумно и её не то что ремонтировать, а сжигать надо!

Если пролистать те старые темы про крушение вертолета Коби, то там много довольно интересной инфы по безопасности полетов. В момент конкретно этой катастрофы на технику было бы не очень правильно думать - это был от силы 5 летний борт (154-е стали выпускать только в 1968 г.). Это было топовый советский массовый лайнер и на экспорт его фигачили как пирожки. Производился аж вплоть до 2013 г. Какие то поздние модификации будут еще лет 20 фигурировать в сводках полетов. 

Всего их было выпущено 1026 единиц, из них по разным причинам по состоянию на 2020 г. было полностью потеряны в происшествиях 71 штука. Общее количество жертв в результаты различных инцидентов с 154 -  3078 человек... причем если смотреть именно статистику потерь - по причине отказа техники крайне мало и все эти случаи крайне сомнительны. Поэтому с учетом количества рейсов самолет невероятно надежен. 

Ссылка на комментарий
  • Легенда

1026 выпущено и 71 разбился, да это почти 10%, надежность так себе

хотя я летал на этом борту много раз и на ту-134 тоже летал много раз, хз, вроде норм самолет

Ссылка на комментарий
  • Легенда
В 28.02.2021 в 13:20, millstone сказал:

Случайно наткнулся на этот материал на Яндекс Джезе и был шокирован. Я не слышал про этот трагичный эпизод. Это один из самых трагичных моментов в истории мирового баскетбола и совершенно ужасно, что он был "скрыт" или "замят" от нас. А вы что-то слышали про этом момент? 

ты тока проверяй, на помойках типа яндекс джене пишут все кто не попадя. и многие вещи никак не проверить спустя годы.

3 минуты назад, Y_Money сказал:

1026 выпущено и 71 разбился, да это почти 10%, надежность так себе

хотя я летал на этом борту много раз и на ту-134 тоже летал много раз, хз, вроде норм самолет

потеряны в проишествиях 71 это не значит что разбились то.

Ссылка на комментарий
  • Легенда

Не так давно польское правительство почти в полном составе на такой тушке разбилось и тоже по факту замяли. С самолётом всё норм пилоты козлы.

Ссылка на комментарий
  • Легенда

Вот и сейчас, спутник г ещё клинических испытаний необходимых не прошел, пошел в массы, чистый совок, "бабы ещё нарожают",- жуков

5 минут назад, bangman сказал:

Не так давно польское правительство почти в полном составе на такой тушке разбилось и тоже по факту замяли. С самолётом всё норм пилоты козлы.

Там взрыв был до контакта с поверхностью, расследование этой катастрофы ещё не окончено, если не ошибаюсь.

Ссылка на комментарий
  • Легенда
9 минут назад, bangman сказал:

Не так давно польское правительство почти в полном составе на такой тушке разбилось и тоже по факту замяли. С самолётом всё норм пилоты козлы.

В том где чёрные ящики голосовые показали как кто то из правительства или кто то их военных находящихся  вынуждал сесть, а пилоты не хотели? И в том где поляки каждые 3 года ищут взрывчатку на фюзеляже? Причём он вылетел из Польши. Ну да, техника полюбому виновата 

8 минут назад, Пастор Миша сказал:

Вот и сейчас, спутник г ещё клинических испытаний необходимых не прошел, пошел в массы, чистый совок, "бабы ещё нарожают",- жуков

Там взрыв был до контакта с поверхностью, расследование этой катастрофы ещё не окончено, если не ошибаюсь.

3 взрыва было, а нет, восемь. 

Ссылка на комментарий
  • Легенда
14 минут назад, *** сказал:

В том где чёрные ящики голосовые показали как кто то из правительства или кто то их военных находящихся  вынуждал сесть, а пилоты не хотели? И в том где поляки каждые 3 года ищут взрывчатку на фюзеляже? Причём он вылетел из Польши. Ну да, техника полюбому виновата 

3 взрыва было, а нет, восемь. 

Уровень доверия судебной системе РФ - 0. Но это не значит, что другие, более развитые системы управления имеют столько же.

Ссылка на комментарий
  • Легенда
1 минуту назад, *** сказал:

В том где чёрные ящики голосовые показали как кто то из правительства или кто то их военных находящихся  вынуждал сесть, а пилоты не хотели? И в том где поляки каждые 3 года ищут взрывчатку на фюзеляже? Причём он вылетел из Польши. Ну да, техника полюбому виновата 

3 взрыва было, а нет, восемь. 

Так и вижу этих пилотов - суицидников которые по команде игнорируя здравый смысл тупо направляют самолёт в лес. Что взрывы, что эти записи это просто слухи. 
Любое падение самолётов это всегда целый комплекс факторов. Чтобы пилот совершил ошибку это уже должно что-то нештатное произойти.
У меня лично к этому самолёту претензий никаких. Летал я на 154. Самолёт как самолёт.

Ссылка на комментарий
  • Легенда
В 28.02.2021 в 22:19, PSIHO сказал:

это совок во всех красе. Ничего не поменялось: если бы сейчас не было инета, в путенской РФии аналогичные случаи тоже скрывались бы. Ненавижу мерзких гадов

Сейчас прибегут Lord2 и аналоги с его уровнем развития и скажут,что всё нормально. А мы тут все враги народа, раз не хвалим. 

А хотя нет,не появятся. У них на этот случай нет методичек. Максимум- оскорбление без аргументов выдать смогут.

38 минут назад, 3mendous сказал:

Ох-ох-ох, тупые люди нынче пошли

И не говори. Во совки понавоспитывали , теперь за голову они же и хватаются. Поколение воспитывает поколение. И от Осинки не родятся апельсинки:justsmile:

Ссылка на комментарий
  • Легенда
22 минуты назад, Пастор Миша сказал:

Уровень доверия судебной системе РФ - 0. Но это не значит, что другие, более развитые системы управления имеют столько же.

То ли дело более развитые системы управления. Это где, в Польше что ли? Там где как тока выборы каждый раз они поднимают шухер у себя же. Доверия прям к ним больше же. Другие более типа какие то системы вообще врут как дышат, большая политика это, привыкай. 

24 минуты назад, bangman сказал:

Так и вижу этих пилотов - суицидников которые по команде игнорируя здравый смысл тупо направляют самолёт в лес. Что взрывы, что эти записи это просто слухи. 
Любое падение самолётов это всегда целый комплекс факторов. Чтобы пилот совершил ошибку это уже должно что-то нештатное произойти.
У меня лично к этому самолёту претензий никаких. Летал я на 154. Самолёт как самолёт.

Верно, и все знают по крайней мере разговоры которые были на голосовых ящиках из кабины и то сто летел он из Польши. А осипльное все домыслы. И то что истинные русофобы поляки будут про это ныть ещё дольше это понятно. Вон в США этот мах 373 вроди 2 раза бахнул, ну где искусственный интеллект начудил и угробил людей, причём абсолютно новый самолёт, и по большей степени тишина 

Ссылка на комментарий
  • Легенда

72-й год... Тогда людей сажали на 5-10 лет строгача, если они письма писали с критикой Совка. Все было в строжайшем секрете, чтобы не ударить по имиджу советов. ППЦ был, а не времена!

Ссылка на комментарий
  • Легенда

То же слышу об этом впервые. И не слышал, что бы в память об этом проводились какие-нибудь мероприятия

Ссылка на комментарий
1 час назад, bangman сказал:

Так и вижу этих пилотов - суицидников которые по команде игнорируя здравый смысл тупо направляют самолёт в лес. Что взрывы, что эти записи это просто слухи. 
Любое падение самолётов это всегда целый комплекс факторов. Чтобы пилот совершил ошибку это уже должно что-то нештатное произойти.
У меня лично к этому самолёту претензий никаких. Летал я на 154. Самолёт как самолёт.

Редко, но именно так высшие политиканы  принуждают пилотов сажать во чтобы то ни стало. Так что это не сказки;) 

Ссылка на комментарий
  • Легенда
1 час назад, Violator сказал:

72-й год... Тогда людей сажали на 5-10 лет строгача, если они письма писали с критикой Совка. Все было в строжайшем секрете, чтобы не ударить по имиджу советов. ППЦ был, а не времена!

пожизненно.. не, сразу расстреливали на месте:shaqplus:

Ссылка на комментарий

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  •  (0 пользователей онлайн):

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


  • Избранное

    • После неуверенного и, по итогу, даже разочаровывающего выступления в плей-офф 2023 года в офисе «Бостона» поняли, что для победы недостаточно того, что есть в команде и что нужны дополнительные опции для набора очков, а не только изоляции лидеров и постоянное поливание из-за дуги.
         При том, что лидеры: Джейсон Теймум и Джейлен Браун – это все-таки на 70%+ схожие по функционалу и скиллсету игроки, которые даже в те редкие моменты, когда играли друг от друга – все равно получали в размене сопоставимых по габаритам защитников, над которыми не имели ощутимого преимущества.
         Приняв несколько непростых, как я думаю, решений и отдав двух обожаемых публикой и товарищами по команде ключевых игроков: Маркуса Смарта и Роберта Вильямса, Брэд Стивенс сумел заполучить в команду большого с хорошим нападением – Кристапса Порзингиса, который до этого в «Вашингтоне» провел чуть ли не лучший сезон в карьере и, по удачному стечению обстоятельств ставшего доступным для обмена Джру Холидэя – ветерана с чемпионским опытом и вообще одного из самых полезных игроков в НБА.
      • 1

        Баллы репутации

      • 0 ответов
    • В нынешнем сезоне нам с вами в очередной раз выпала возможность наблюдать битву за звание новичка года. Ну и что? - спросите вы. А то, что новичок года этот будет с вероятностью в 99.9% ростом от 216 см. Конечно же, речь пойдёт о Чете Холмгрене и Викторе Вембаньяме.
      Только подумайте: самыми высокими новичками года за последние 23 года становились Пау Газоль и Карл-Энтони Таунс (213 см). Официальный рост Кей Ди на момент дебюта в лиге значился в районе 208 см (но говорят, он всегда обманывал, и на самом деле его рост 211). Другими словами, семифутеры, если и становились объектами наблюдений и удивлений, то это крайне редко происходило в их первый сезон. Даже китайскому 226-сантиметровому гиганту Яо Мину потребовались время и миллиардная поддержка соотечественников, чтобы попадать в символические пятерки и на МВЗ (да, он сыграл в матче всех звёзд уже в первом сезоне, но это был китайский чит-код и не совсем справедливые правила отбора). Но к Яо Мину и прочим Манутам Болам мы ненадолго ещё вернёмся, а пока давайте сравнивать героев нового времени.
      • 15

        Баллы репутации

      • 14 ответов
    • Традиционное новогоднее поздравление пользователям SD от Cactus
      • 96

        Баллы репутации

      • 61 ответ
    • Что же, теперь, когда последняя тайна Востока раскрыта, и Джеймс Харден в третий раз воссоединился с Расселлом Уэстбруком, можно сделать предварительные выводы и прикинуть, кто чем будет дышать в нынешнем сезоне. Давайте пробежимся по всем коллективам Востока, и посмотрим, кто на что был горазд (и будет).
      • 4

        Баллы репутации

      • 5 ответов
    • Теперь, когда карты окончательно раскрыты - команды выбрали новичков на драфте, некоторые продлили своих игроков, ставших свободными агентами, а Лиллард слёзно просит отправить свои таланты на южное побережье, мы можем посмотреть, что сделали клубы Запада, чтобы усилить состав/расчистить платёжку/уйти в перестройку/просто в очередной раз затупить и сделать что-то невнятное.
      • 17

        Баллы репутации

      • 19 ответов