KoBiK24

  • записей
    85
  • комментария
    2
  • просмотра
    23 903

Wilt Chamberlain


KoBiK24

790 просмотров

 Поделиться
https://www.slamdunk.ru/blogs/entry/239-wilt-chamberlain/

Джордан — великий баскетболист. Лэрри Берд — великий баскетболист. Чемберлейн — именно Баскетболист. С большой буквы. Разница колоссальна. Почему Майкл был признан лучшим баскетболистом 20-го века, а не Уилт? Наверное, потому что Майкл был баскетболистом, лучшим из многих. А Уилт один единственный в своем роде. И его оценивать никому не было дано. Он идеальный игрок. Он баскетболист по своей сути. Нет, он не Бог этой игры. И Джордан, кстати говоря, не Бог баскетбола, скорее, он баскетболист от Бога. Чемберлейн тоже не Бог. Его можно сравнить с пророком. Он представитель баскетбола на Земле. Он эпоха. Эра. Явление. Эти слова могут показаться кому-то чересчур высокопарными и пафосными. Но факты невозможно отрицать. Подробнее они будут изложены ниже, а пока о некоторых из них, подтверждающих тезис, что Уилт — идеальный баскетболист. Во-первых, он был высоким, и очень высоким для своего времени — 216 см. И при этом, не медлительный, не «деревянный», как очень многие высокорослые центровые современности, а подвижный, техничный. У большинства игроков такого же роста, как Уилт, есть существенные недостатки в технике, причем это объясняется их физиологией: большому телу гораздо сложнее выполнить какое-то движение, нежели меньшему. Они зачастую неповоротливы, не очень хорошо видят площадку, не могут выполнять диспетчерские функции, а потому и редко бывают капитанами своих команд. Бывают, конечно, и исключения. Например, Арвидас Сабонис мог без проблем играть на позиции разыгрывающего (между прочим, Уилт сам играл какое-то время на этой позиции), у него всегда был хороший дальний бросок, а передачи он отдавал наикрасивейшие. Но до планки, установленной Чемберлейном, ему очень далеко. У Уилта не было недостатков в технике. Многие указывают на его штрафные броски. Его процент попаданий с линии за карьеру всего лишь 51, и по сравнению с рекордом Марка Прайса, забивавшего такие броски по 95 из 100, этот результат выглядит слабовато. Чемберлейн не был лучшим во всем. Но то, что он был на голову выше остальных во многих категориях, перекрывает с гигантским запасом такую мелочь. Плюс ко всему, Чемберлейн был идеально сложен. При своем росте он был невероятно сильным, очень быстрым, подвижным, координированным. Так двигаться, перемещаться, вести мяч и проходить под кольцо умеют самые лучшие защитники, но никак не центровые ростом 216 см. А он, между тем, умел. Умел он в баскетболе все. Забивать, подбирать, накрывать броски, перехватывать мячи, раздавать голевые передачи лучше многих плеймекеров. Универсальные Оскар Робертсон, Мэджик Джонсон и Кевин Гарнетт, в принципе, близки к идеальности, но по разным критериям не дотягивают до нее. Например, никто из них так и не набрал 100 очков в одном матче. Чемберлейн — игрок на все времена еще и потому, что он мог бы играть и так же доминировать на площадке всегда. Он смог бы, несомненно, быть лидером Лиги в результативности, подборах и в других категориях в 80-х, 90-х и даже сейчас. Его мастерство и техника не устарели. А теперь, для сравнения, представьте Боба Коузи на фоне современных разыгрывающих или Джорджа Микана на фоне нынешних центровых… Кстати, его 100 очков это тоже, по-своему, знаменательно. Не 101, не 99, а именно 100. Везде целью является «круглое» число. На тренировках нужно выполнить, скажем, 500 бросков. Нужно сделать 50 отжиманий. Такие задачи перед игроками ставят тренеры. 100 очков Чемберлейна — это поставленная им задача для выполнения будущему поколению игроков в самой сильной лиге мира. Пока никто с ней не справился. А возможно ли это? Может это и останется тем стимулом, двигающим индивидуальное мастерство баскетболистов вперед, к совершенству? Вот еще, получается, одно доказательство. Задачи ведь устанавливает тот, кто выше остальных. Значит, Чемберлейн выше всех других баскетболистов, он над ними. Естественно, сам Уилт никогда не говорил о своем высоком предназначении и к своим выдающимся результатам относился очень спокойно. Было бы неестественно и странно, если бы он делал обратное, ведь ни один гений никогда не скажет, что он гений. Статистика знает все и зачастую говорит красноречивее вычурных эпитетов. Стоит взглянуть на статистику и многочисленные рекорды Чемберлейна, чтобы понять, как много значит этот игрок для баскетбола. С первого взгляда на книгу рекордов НБА может показаться, что там какая-то опечатка — настолько невероятными выглядят достижения Уилта. Тем не менее, все это правда. Чемберлейн — единственный баскетболист НБА, набравший более 4000 очков за один сезон. Четыре высших достижения за всю историю Лиги в набранных за матч очках принадлежат рукам Уилта: дважды он набирал по 73 очка, по одному разу 78 и 100. Кроме того, 118 раз за свою карьеру он набирал больше 50 очков, 271 раз больше 40. 50,4 очка в среднем за игру — это рекорд результативности за сезон. Никто никогда даже близко не подбирался к такому числу. Еще один сумасшедший рекорд: 48,5 минут за матч он проводил в этом же году. Нет, матчи НБА в то время длились столько же, как и сейчас — 48 минут — просто Уилт играл без перерыва все четверти, и если надо было, с овертаймами, в каждом матче! Отдыхал в этом сезоне он только 6 минут. О какой работоспособности и выносливости говорят эти цифры! Рекорды Ассоциации по подборам также держит Чемберлейн: 55 подборов он сделал в одном матче, 27,2 подбора за игру совершал в одном из сезонов и 22,9 — за всю карьеру. 11 сезонов из своих 14 в Лиге он лидировал в подборах. Первые семь лет подряд был лидером в результативности. Однажды был даже на первом месте в НБА в результативных передачах (8,6 передач за игру), такое не удавалось ни одному центровому. Чемберлейну принадлежит еще гигантское множество разнообразных рекордов, начиная от процента попадания бросков и заканчивая единственным за всю историю «двойным» трипл-даблом (в одном из матчей Уилт сумел набрать 22 очка, 25 подборов и 21 передачу). Если бы во времена Уилта вели и подсчет блокшотов и перехватов, без сомнений, рекордов было бы еще больше. Уилт Чемберлейн был единственным баскетболистом, из-за которого меняли правила, чтобы хоть как-то уменьшить его громадное преимущество над остальными. Увеличили трехсекундную зону, установили правило, запрещающее добивать мяч, когда он находится над кольцом, пересмотрели правила вбрасывания и пробивания штрафных бросков. Особенно интересна причина последнего изменения. Как Чемберлейн пробивал штрафные, сейчас никому даже во сне не привидится. Представьте: он разбегался немного и, совершив длиннейший прыжок из-за штрафной линии, закладывал мяч сверху! И это было задолго до того, как Доктор Джей, Майкл и Брент Бэрри выполнили то же самое на конкурсе слэм-данков. Ни один игрок не породил столько мифов и легенд, ни один игрок никогда не влиял на игру так, как Чемберлейн. Он был не только выше и сильнее других баскетболистов, но еще был более техничным и координированным. Сила Чемберлейна стала уже притчей во языцех. Многим игрокам «посчастливилось» испытать ее на себе. Баскетболист «Сиэтла» Том Мешери однажды пытался обыграть Уилта один-на-один. Зря он это задумал… Он сделал четыре финта на бросок, затем выпрыгнул и получил блокшот. Обескураженный, он поймал мяч, сделал еще один финт, опять попытался бросить и опять получил смачный «горшок» от Уилта. Разъяренный Мешери бросился на своего обидчика, размахивая кулаками. Дальнейшее напоминало сцену из мультфильма. Чемберлен положил руку на голову незадачливого соперника и придержал его на некотором расстоянии от себя, заставив бесполезно размахивать руками в воздухе. Подержав так Мишери некоторое время, центровой добродушно сказал: «Ну, пожалуй, хватит», после чего его противник, осознавший всю бессмысленность своих действий, прекратил всякие попытки добраться до Чемберлейна. Нелишним будет упомянуть, что Том Мишери имел рост 202 сантиметра и по телосложению напоминал боксера тяжелого веса. Можно вспомнить, как Уилт любил развлекать себя, поднимая руками вверх некоторых игроков. Иногда он разворачивал их прямо в воздухе и говорил им что-то. Или, как вспоминал позже Род Торн, игрок, тренер и директор НБА, в одной из драк Чемберлейн просто вытащил самого решительного бойца из кучи толкавшихся игроков, как маленького ребенка поднял его над всеми и переставил на другое место. Разве что в кольцо он людей не кидал, хотя кто знает, может, и такое случалось. Чемберлейн с небывалой легкостью накрывал броски сверху самых мощных игроков Лиги. Он совершал блокшоты с такой силой, что вместе с мячом, в сторону отлетал и сам противник. Как это было, например, в Нью-Йорке в 1968 году, когда он вынес 110-килограмового Уолта Беллами в аут, не дотронувшись до него и пальцем, а только ударив по мячу. Уилт Чемберлейн приковал к себе всеобщее внимание, будучи еще школьником. За три сезона его команда, Overbrook High School, выиграла 56 матчей и проиграла только 3. Тренеры всегда пытались полностью использовать его талант. К примеру, команда тренировалась специально мазать штрафные броски, чтобы Чемберлейн мог подобрать отскочивший мяч и забить его из-под кольца. Его партнеров по команде постоянно приводило в ярость, когда он добивал мячи, летевшие в кольцо после их бросков. За время, проведенное в школьной команде, Уилт имел на своем счету 2206 очков. Баскетбольные рекорды не могли устоять перед ним уже тогда. Сначала 71 очко за игру. Затем — 74 очка. В одном матче он смог набрать аж 90 очков, 60 из них — за 12 минут второй половины игры! В последнем сезоне его средняя результативность составляла 44,5 очков. В 1955 году Чемберлейн объявил, что собирается выступать за Университет Канзаса. Рекорды он с тем же успехом устанавливал и здесь. Уилт был признан лучшим игроком «Финала Четырех» NCAA 1957 г., входил в символические сборные All-America. В 1958 году, не окончив колледж, он решил начать свою профессиональную карьеру. Но в НБА из-за ограничения возраста он выступать пока еще не мог и сезон 1958-59 он провел в команде «Харлем Глоубтроттерз». Но вот, наконец-таки, настало время, когда Уилт появился там, где его так долго ждали — в НБА. Весь баскетбольный мир был в ожидании дебюта самого даровитого игрока. Чемберлейну не потребовалось ни секунды на адаптацию. В своем первом матче, против «Нью-Йорка», он набрал 43 очка, 28 подборов и, по неофициальным данным, совершил 17 блокшотов. Его дебютный сезон был сенсацией. Со скоростью света обновлялись рекорды НБА. 37,6 очков, 27 подборов за игру. Чемберлейн стал одновременно лучшим новичком и MVP года, лучшим игроком «Матча Всех Звезд». С помощью Чемберлейна его «Филадельфия» совершила фантастический рывок с предпоследнего места в турнирной таблице до второго. Лишь поражение в финальной серии плей-офф от «Бостона» со счетом 4-2 остановило победное шествие ведомой Уилтом команды. Эти шесть игр были началом знаменитого противостояния, ставшего символом баскетбола 60-х. Речь идет о битве титанов, беспримерном поединке за первенство между Уилтом Чемберлейном и Биллом Расселлом. В течение последующих десяти лет эти два великих игрока восемь раз сходились в играх плей-офф, и лишь однажды Чемберлену удалось выйти победителем. После окончания своего первого сезона Уилт шокировал болельщиков заявлением о том, что собирается закончить свою карьеру, если противники будут продолжать применять против него такую грубую игру. Не в силах остановить Чемберлейна в рамках правил, соперники начинали применять достаточно жесткие методы, чтобы удержать его и тем самым спасти свою команду от поражения. «Бостон Селтикс» был первым клубом, взявшим на вооружение против великого центрового тактику постоянного фола. Знаменитый форвард «Селтикс» тех лет Том Хейнсон вспоминает: «Мы старались использовать его единственный недостаток — штрафные броски. Надо признать, что половина нарушений против Уилта могла с полным основанием считаться очень грубыми фолами». Несмотря на феноменальную физическую силу, Чемберлейн ни в коей мере не был игроком агрессивным или вспыльчивым, он великолепно контролировал свои эмоции. Об этом как нельзя более убедительно говорит тот факт, что ни в одном из 1200 матчей, проведенных им за свою 14-летнюю карьеру, он ни разу не был удален с площадки. Некоторые даже считали Чемберлейна чересчур мягким игроком. «Мне говорили, что я должен и Билла Расселла зашвырнуть в кольцо вместе с мячом, — посмеиваясь, рассказывал он. — Говорили, что я недостаточно жестко играю». Сезон 1960-61 был еще более удачным для Уилта, но кто бы мог предположить, каким станет год 1962! 50,4 очков, 25,7 подборов, 48,5 минут в среднем за игру было у Чемберлейна в этом сезоне. Слово «доминирующий» слишком слабо характеризует Уилта в этот период. Было такое ощущение, что он играет в совершенно другую игру, сверх-баскетбол… А 2 марта состоялась та знаменитая «сотня», о которой так не любил говорить сам Уилт. Самый неподражаемый рекорд за всю историю Ассоциации. С 1966 по 1968 год, трижды подряд, он был признан лучшим игроком НБА. В 1967 ему впервые удалось стать чемпионом. Во многом, этому способствовала «переквалификация» Чемберлейна. Он стал меньше забивать, но больше играть на команду, оставаясь сильнейшим игроком защитного плана. Однако в следующем году повторить успех ему не удалось, и вскоре после поражения от того же «Бостона» Уилт Чемберлейн перешел в «Лос-Анджелес Лейкерс». Там знаменитый игрок провел последние пять лет своей карьеры, за это время четырежды выведя свою команду в финал плей-офф. В сезоне 1971-72 «Лейкерс», кроме того, что стали чемпионами НБА, с его помощью установили еще одно достижение, остающееся непревзойденным до сих пор, выиграв в ходе регулярного чемпионата 33 игры подряд. Завершив свою карьеру в 1973 году, Уилт Чемберлейн, тем не менее, остался одной из самых значительных фигур лиги. Опыт, мастерство и авторитет прославленного игрока неоднократно привлекали к себе внимание владельцев различных команд. Один год Чемберлейн проработал в качестве тренера команды АБА «Сан-Диего Конкистадорс». За время, которое прошло со времени его ухода с мировой баскетбольной сцены, чемпион НБА успел побывать в роли игрока в волейбол, теннис и поло. Обсуждалась даже возможность о проведении боя между Уилтом и Мухаммедом Али, однако, в конце концов, сделка сорвалась. Не оставил Чемберлейн без внимания и кинематограф, снявшись в фильме «Конан-варвар». Когда Чемберлейну было уже далеко за 40, и даже 50, ему периодически поступали предложения от клубов НБА, призывающих великого центрового в свои ряды, однако Уилт всегда отказывал. В 1978 году майка прославленного центрового была вывешена в Зале Славы НБА, а 1996 год ознаменовался избранием его в качестве одного из 50-ти лучших игроков за всю историю лиги. Он умер 13 октября 1999 года в возрасте 63 лет. Не выдержало сердце. Таких случаев в США - 350 тысяч в год. Но весть о его кончине облетела все мировые издания. Потому что Чемберлен уникален. Он - легенда...

взято с nbalive.world-basket.biz

 Поделиться
https://www.slamdunk.ru/blogs/entry/239-wilt-chamberlain/

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  •  (0 пользователей онлайн):

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


  • Избранное

    • После неуверенного и, по итогу, даже разочаровывающего выступления в плей-офф 2023 года в офисе «Бостона» поняли, что для победы недостаточно того, что есть в команде и что нужны дополнительные опции для набора очков, а не только изоляции лидеров и постоянное поливание из-за дуги.
         При том, что лидеры: Джейсон Теймум и Джейлен Браун – это все-таки на 70%+ схожие по функционалу и скиллсету игроки, которые даже в те редкие моменты, когда играли друг от друга – все равно получали в размене сопоставимых по габаритам защитников, над которыми не имели ощутимого преимущества.
         Приняв несколько непростых, как я думаю, решений и отдав двух обожаемых публикой и товарищами по команде ключевых игроков: Маркуса Смарта и Роберта Вильямса, Брэд Стивенс сумел заполучить в команду большого с хорошим нападением – Кристапса Порзингиса, который до этого в «Вашингтоне» провел чуть ли не лучший сезон в карьере и, по удачному стечению обстоятельств ставшего доступным для обмена Джру Холидэя – ветерана с чемпионским опытом и вообще одного из самых полезных игроков в НБА.
      • 1

        Баллы репутации

      • 0 ответов
    • В нынешнем сезоне нам с вами в очередной раз выпала возможность наблюдать битву за звание новичка года. Ну и что? - спросите вы. А то, что новичок года этот будет с вероятностью в 99.9% ростом от 216 см. Конечно же, речь пойдёт о Чете Холмгрене и Викторе Вембаньяме.
      Только подумайте: самыми высокими новичками года за последние 23 года становились Пау Газоль и Карл-Энтони Таунс (213 см). Официальный рост Кей Ди на момент дебюта в лиге значился в районе 208 см (но говорят, он всегда обманывал, и на самом деле его рост 211). Другими словами, семифутеры, если и становились объектами наблюдений и удивлений, то это крайне редко происходило в их первый сезон. Даже китайскому 226-сантиметровому гиганту Яо Мину потребовались время и миллиардная поддержка соотечественников, чтобы попадать в символические пятерки и на МВЗ (да, он сыграл в матче всех звёзд уже в первом сезоне, но это был китайский чит-код и не совсем справедливые правила отбора). Но к Яо Мину и прочим Манутам Болам мы ненадолго ещё вернёмся, а пока давайте сравнивать героев нового времени.
      • 15

        Баллы репутации

      • 14 ответов
    • Традиционное новогоднее поздравление пользователям SD от Cactus
      • 96

        Баллы репутации

      • 58 ответов
    • Что же, теперь, когда последняя тайна Востока раскрыта, и Джеймс Харден в третий раз воссоединился с Расселлом Уэстбруком, можно сделать предварительные выводы и прикинуть, кто чем будет дышать в нынешнем сезоне. Давайте пробежимся по всем коллективам Востока, и посмотрим, кто на что был горазд (и будет).
      • 4

        Баллы репутации

      • 5 ответов
    • Теперь, когда карты окончательно раскрыты - команды выбрали новичков на драфте, некоторые продлили своих игроков, ставших свободными агентами, а Лиллард слёзно просит отправить свои таланты на южное побережье, мы можем посмотреть, что сделали клубы Запада, чтобы усилить состав/расчистить платёжку/уйти в перестройку/просто в очередной раз затупить и сделать что-то невнятное.
      • 17

        Баллы репутации

      • 19 ответов